Эволюция хариджитской мысли

722

Читайте также:
Цели, задачи и методы современных хариджитов

Появление термина «мадхалиты», или как ихваны проникли к саляфитам

Смотри также:
(ФИЛЬМ) Эволюция хариджитской мысли

(ФИЛЬМ) Цели, задачи и методы современных хариджитов

Шариатская редакция:

Гамет Сулейманов — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Назратулла Абдулкадиров (Абу Марьям) — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Введение

 بسم الله الرحمان الرحيم

9 Ноября 2011 года, Генеральная прокуратура Казахстана обнародовала подробности об атырауских террористах: были названы имена и годы рождения каждого. Прокуратура объявила, что все члены террористической группировки были пойманы и обезврежены. Люди с радостью услышали эту новость и вздохнули с облегчением, что вновь смогут жить в покое и безопасности. Но…

31 Октября, когда первый раз поступила новость о двух взрывах в Атырау, где в одном из них подорвал себя один из экстремистов, казахстанское общество погрузилось в недоумение и начало задаваться фундаментальными вопросами: «кто за этим всем стоит и какие могли у них быть мотивы? Как нам защитить себя и своих близких от подобных людей?» За все то время, пока преступники не были пойманы, «во всех грехах» несправедливо обвиняли спецслужбы страны. В интернете, в комментариях на новости можно было услышать удивленные обвинения, мол «куда смотрят наши спецслужбы?!». Однако вскоре, после того, как банда была обезврежена, эйфория от этой радостной вести заставила многих забыть об этих фундаментальных вопросах.

Затем 12 ноября страну шокировала еще одна весть о террористе-смертнике из Тараза, который зверски убил 7 человек. Террорист явно преследовал цель ликвидировать работников правоохранительных органов. Пятеро из убитых были именно ими. Также, Кариеву (такова фамилия террориста), удалось произвести один выстрел из гранатомёта и несколько выстрелов из автоматического оружия по стенам и окнам здания Комитета Национальной Безопасности области. Когда же Кариев был ранен сотрудниками полиции, при попытке обезвредить его, он совершил самоподрыв, в результате чего задержавший его работник полиции погиб на месте (да помилует Всевышний всех погибших от рук террориста).

Однако давайте вспомним хронологию аналогичных событий и попытаемся найти связь между ними:

На самом деле, всплеск насилия и терроризма начался еще с теракта, осуществленного в мае террористом-смертником в городе Актюбинске. За ним, спустя неделю, последовал взрыв автомобиля при невыясненных обстоятельствах в Астане. В июле же, в результате столкновения между стражами порядка и подозреваемыми экстремистами на западе Казахстана погибло еще 13 человек.  За всем этим последовало еще два взрыва в октябре в Атырау. После этого события переместились к югу: 8 ноября в Алматы погибли два полицейских (обстоятельства их гибели еще расследуются), а четырьмя днями позже содрогнулся Тараз.  В результате, общее количество погибших в этом году в череде инцидентов потенциально-экстремистского характера достигло, минимум, 30 человек, включая 11 сотрудников силовых структур.

При всем шуме и многочисленности новостей вокруг террористов, никто так и не смог дать точное объяснение тому, какими мотивами руководствовались террористы. Если говорить на языке врачей: «Преступникам не был поставлен диагноз». Кто-то может возразить: «Зачем нам нужно ставить диагноз и изучать идеологию террористов, если они уже пойманы и обезврежены?» Ответ прост: «Потому что мы должны понять: победили ли мы идеологию террористов и сумели ли обезопасить себя от их появления и распространения? Или же мы обезвредили только тех террористов, которые взяли оружие в руки (тогда как их число в стране продолжает расти не по минутам, а по секундам, и они лишь ждут следующего подходящего момента терроризировать нас)?»

Говоря опять на языке врачей: «Поняли ли мы причину болезни, чтобы вылечить ее, или мы ошибочно пытаемся вылечить симптомы этой болезни? Лечим ли мы саму инфекцию гриппа больного, или мы только протираем ему нос, который всегда будет время от времени течь, пока сама инфекция не будет полностью излечена?»

Таким образом, в данной серии статей, с соизволения Аллаха, будет проделан исторически-идеологический анализ террористических экстремистских мусульманских сект, и возможно, читатель узнает и прочитает в этих статьях о многом впервые.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы данные статьи принесли пользу читателям в частности и обществу в целом, в столь сложное и неспокойное время…

Вопросы, на которые нужно ответить

Теперь давайте перейдем к основной теме и вместе постараемся дать точный диагноз проблеме. Ведь если у нас это получится, мы сможем, уже с легкостью, выбрать правильное решение проблемы и сможем начать борьбу в правильном направлении.

Так, кто же такие эти террористы-эктремисты и чего они добиваются? Какова их основная цель и как можно их победить? Что эта за новая группировка «Солдаты Халифата» и почему авторитетные современные мусульманские ученые называют членов таких экстремистских группировок «хариджитами»? Что же это такое – «хариджизм»?

Справедливо было когда-то сказано: «Новое – это хорошо забытое старое». Поэтому, для того чтобы понять сущность подобных группировок, нам следует вспомнить историю появления этой экстремистской секты – хариджитов.

Как и когда появились первые хариджиты?

Хариджиты (от араб. خوارج‎‎ [хаваридж]) — выступившие, покинувшие (раскольники) — первая секта в истории Ислама, отделившаяся от основной части мусульман (ортодоксальных суннитов). Впервые дали о себе знать в смуте против 3-го праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллаха), которого они предательски убили в 656 году. Однако, как отдельная секта, хариджиты появились уже после Сиффинской битвы в 657 году, в период разногласий между халифом Али и Муавией (да будет доволен Аллах ими обоими).

Таким образом, первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые восстали против него, обвинив его в неверии (в куфре) за то, что Али и Муавия разрешили, в итоге, свои недопонимания и пришли снова к единству. Обособившаяся группа новых сектантов ушла в Басру (Ирак) и основала там свою военную базу, откуда они совершали налеты на верные халифу города.

Хариджитами были, в основном, необразованные в вопросах религии люди, молодого возраста. Поэтому, никто из ранних мусульман, которые обучались у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не поддержали их, и наоборот выступили против них. Хариджиты же, в свою очередь, сочли всех сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) неверующими и вероотступниками.

Они также отличались своим усердным поклонением и частым чтением Корана. Однако, ввиду своей религиозной безграмотности, они не понимали правильно Коран. Так, например, они ошибочно толковали аяты, в которых дозволяется обороняться и вести войну с врагами на поле боя,  и тем самым дозволяли пролитие крови и предательские убийства всех мусульман, совершающих какие-либо ошибки.

Уже с первых времен своего появления, хариджиты практиковали террор и политические убийства в отношении своих противников как способ достижения своих революционных целей. Таким образом, в 661 году ими был подло убит халиф Али (двоюродный брат Пророка, мир ему и благословение Аллаха), и так же была предпринята попытка вероломно покончить с Муавией (братом жены Пророка, мир ему и благословения Аллаха).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) предсказал появление хариджитов

Существует множество достоверных хадисов, в которых предсказывается появление радикальной секты – хариджитов,  и дается ее описание. По мере того, как мы будем приводить хадисы нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), вы сможете увидеть как описания, упомянутые в хадисах, точно сходятся с качествами современных хариджитов.

«Поистине, после меня в моей общине – или вскоре после меня в моей общине – появятся люди, которые будут читать Коран, который не будет идти дальше их глоток. Они будут выходить из религии, как выходит стрела из лука, а затем они не будут возвращаться туда. Они – худшие из народов и творений!»

Муслим

В этом хадисе, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал нам знать, что хариджиты будут усердны в своем поклонении и будут много читать Коран. Однако, они не будут правильно понимать Коран, и поэтому это поклонение и чтение не принесет им пользу.

В другом хадисе они описываются как молодые и необразованные люди, которые не правильно понимают Ислам:

«Скоро, в конце времен, в моей общине появятся люди молодого возраста и глупого разума. Они будут говорить слова лучшего из творений. Их вера не будет идти дальше их глоток. Они будут вылетать из религии, как вылетает стрела из лука».

Бухари

Еще одним описанием этой секты является то, что они, в своих убийствах, будут преследовать в основном мусульман. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они будут убивать приверженцев Ислама и будут оставлять приверженцев идолов» (Бухари). Исламские ученые сошлись на том, что в этих хадисах речь идет именно о хариджитах.

Возрождение хариджитов в XX веке

Основоположником современного хариджизма, бесспорно, является активист исламской политической партии Египта «Братья-мусульмане» — покойный Сайид Кутб (да простит его Аллах за его заблуждения). Поэтому, часто можно слышать, как современный хариджизм также называют Кутбизмом.

Cайид Кутб (1906-1966) родился в маленьком городке Верхнего Египта.  В поздних 20-х, он пробовал себя как поэт и литературный критик; в политических и социальных проблемах занимал светскую позицию. К 1948 г. Кутб  поменял манеру письма, и, опираясь на те ограниченные познания об Исламе, которые у него имелись, начал писать больше в духе Ислама. В 1950 г., после двух лет учебы в США, Сайид Кутб присоединяется к  «Братьям-Мусульманам» и становится одним из лидеров этой организации. С 1954 года, после открытого выступления организации против правительства Джамаль Абдель Нассера, Сайид Кутб был заключен в тюрьму и провел там оставшуюся часть жизни. В 1966 году он был казнен за государственную измену.

Сайид Кутб не имел исламского образования и даже не претендовал на то, чтобы быть исламским ученым. Его внешний вид указывали, что он является обычным партийным работником политической партии «Братья-мусульмане», нежели исламским ученым. Он был простым светски образованным мусульманином, который ошибочно полагал, что сможет улучшить положение общества, придя к власти демократическим путем. Однако, когда он и его сторонники попали в тюрьму и он подвергся пыткам и унижениям, ввиду отсутствия фундаментальных исламских знаний, его взгляды резко поменялись и радикализировались (еще один довод на то, что экстремизм часто провоцируется).

В его трудах, начали появляться и доказываться обвинения всех мусульман в неверии и вероотступничестве. Так, например он пишет: «Поистине, люди, которые называют себя мусульманами – не являются таковыми. Они лишь живут по законам джахилии (доисламский период политеизма – примеч. SunnaPortal.com)». См. “Маалим фи ат-Тариг” 185.

В другом месте он обвиняет в неверии и вероотступничестве все человечество, даже практикующих и совершающих намаз (молитву) мусульман:

«Человечество полностью впало в невериеДаже те, кто в разных уголках мира на минаретах регулярно призывают и повторяют слова «нет достойного божества для поклонения кроме Аллаха», не осознавая смысла этих слов (речь идет о мусульманах, которые призывают на молитву 5 раз в день в мечетях – примеч. SunnaPortal.com). Ведь они несут больше греха, и их наказание будет мучительнее в День Суда. И это потому что после того, как они узнали истину и были мусульманами, они стали вероотступниками и начали поклоняться людям».

”Фи Зылял аль-Гуран”  1057/2

Вышеприведенные, пагубные заявления Сайид Кутба легли в основу идеологии экстремистов-хариджитов и, в дальнейшем, стали оправданием для совершения террористических актов и пролития крови невинных людей. В связи с этим, авторитетные мусульманские ученые предостерегали от чтения книг Сайид Кутба. Известный йеменский ученый, покойный шейх Мукбиль ибн Хади (да смилуется над ним Аллах) сказал следующее относительно толкования Корана, сделанного Кутбом:

«Что касается книги ‘аз-Зиляль’ и других работ Сайида Кутба, да смилостивится над ним Аллах, мы не советуем их читать вообще, так как эти книги стали причиной того, что  некоторые люди среди молодежи  стали последователями Джамаат-ут-Такфир (группировка, которая обвиняет других мусульман в неверии – примеч. SunnaPortal.com). Сайид Кутб — всего лишь писатель, но никак не толкователь Корана».

“Фадаих ва насаих” 64

Выдающийся исламский ученый 20 века, покойный шейх Мухаммад Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал следующее о книгах Кутба:

«Толкование Сайида Кутба, да смилостивится над ним Аллах, в этой книге много заблуждения. Тем не менее, мы надеемся, что Аллах простит его. Много заблуждения…»

Кассетная запись “Агвал-уль-Уляма фи Ибта-ль-Гаваид ва Магалат Аднан Арур”

То, что Сайид Кутб является идеологическим отцом современных хариджитов-террористов — не секрет даже для западных журналистов. Роберт Ворт (Robert Worth), писал в «Нью-Йорк таймс» следующее: «…Если кто и заслуживает звания идеологического дедушки Усамы бин Ладена и его друзей террористов, так это не кто иной, как египетский писатель и активист Сайид Кутб».  См. «The “Wahhabi” Myth» стр. 9.

Джудит Шулевитц (Judith Shulevitz), из газеты «Нью-Йорк Таймс»,  прокомментировала эффект, который оказали работы Кутба на мусульманский мир, следующим образом: «…Сайид Кутб является примером для любого, кто сомневается, что литературные критики могут играть роль на кровавой сцене истории» См. «The “Wahhabi” Myth» стр. 16.

Чем хариджиты отличаются от ортодоксальных суннитов (саляфитов)? 

Самой главной отличительной чертой хариджитов является убеждение о том, что если мусульманин совершает большой грех, то он выходит из Ислама и становится неверующим. По этой причине, они считают, что такой человек будет гореть в Аду вечно, и что Аллах его никогда не простит; ведь вечно в Аду будут прибывать только неверующие.

Обвинение мусульманина в неверии также называется «такфиром». Поэтому, часто можно услышать и прочитать, как мусульманские ученые называют хариджитов «такфиристами», из-за того, что они необоснованно обвиняют мусульман в неверии (делают мусульманам «такфир»).

В отличие от хариджитов, ортодоксальные мусульмане считают, что мусульманин, вне зависимости от многочисленности и пагубности своих грехов, не выходит из Ислама и остается мусульманином. За свои грехи он может быть наказан в Аду, однако, рано или поздно он выйдет оттуда по милости Аллаха, и Аллах удостоит его Раем, ибо верующий не может вечно прибывать в Аду.

Также, Милостивый Аллах может даже не наказать его за грехи, и простить его, если пожелает. Единственный грех, который Всевышний никогда не простит – это проявление неверия по отношению к Нему. Как, например, поклоняться кому-либо наряду с Аллахом, считать ложью Его писания, богохульствовать, ругая Пророков и оскорбляя Священные Писания и т.д. Доводом на это являются слова Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (Сура «Женщины», аят 48).

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения».

Сура «Женщины», аяты 150-151

Вторая отличительная черта хариджитов это то, что они посвящают всю свою жизнь вооруженной и насильственной борьбе против мусульманских правителей и их сторонников. И это уже после того, как они ошибочно сочли всех их неверующими и вероотступниками.

Известный средневековый исламский ученый Шейх аль-Ислам Ибн Теймия писал: «И у них  (хариджитов) существуют две основные отличительные черты, посредством которых они отошли от основной массы мусульман и их ученых:

Первая черта это то, что они оставили Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) как главное руководство и посчитали злом то, что злом не является и добром то, что им не является .[1]

Второе отличие хариджитов и им подобных религиозных новаторов заключается в том, что они обвиняют мусульман в неверии за их грехи, и тем самым дозволяют проливать их кровь и отбирать их имущество. Таким образом, они считают все мусульманские страны — странами неверия, и только им подконтрольные территории они считают мусульманскими землями» См. “Маджмуа аль-фатава” 72/19.

Таким образом,  в этой части, нами была рассмотрена история появления и возрождения секты хариджитов в XX веке. В следующей статье, с соизволения Аллаха, мы узнаем о целях, которые преследует эта экстремистская секта и методах, которые она использует для достижения этих целей.

Продолжение следует…


[1] Так, например, многие современные хариджиты, полагают, что мусульманин, вступающий в какие-либо отношения с немусульманином и хорошо относящийся к нему, становится либо вероотступником, либо совершает большой грех. На самом же деле, мусульманину не запрещено поддерживать отношения с немусульманами и хорошо относится к ним, если они не враждуют с мусульманами, и если эти отношения не выстраиваются на основе симпатии к религии немусульманина.

Всевышний Аллах говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ.  Воистину,  Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Сура: Испытуемая, аяты 8-9).


Подготовил: Рамин Муталлим


«Эволюция хариджитской мысли» в формате PDF

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь