Шейх Усаймин о лишних движениях в намазе

1522
О движениях в намазе

Вопрос: «Мы начинаем сегодняшнюю встречу с вопроса, который был задан на прошлом собрании представителем восточного региона [Саудовской Аравии]: “Уважаемый шейх, движения в намазе, без сомнения, делают его недействительным. Однако, можно ли сказать то же самое, если во время намаза какое-то насекомое (например, муха) сядет на лицо молящегося, или если человек болен гриппом, и у него насморк, из-за чего он вынужден совершить движения, не относящиеся к намазу, — имеет ли он право отогнать насекомое или вытереть нос, или же он должен дождаться конца намаза?”».

Читайте также: Шейх Ибн Баз: Как совершается намаз?

Ответ: “Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и искренне следующим за ними до Судного дня!

Утверждение спросившего, что “движения в намазе, без сомнения, делают его недействительным”, не является верным. Движения в намазе делятся на несколько видов:

  1. Обязательные (ваджиб),
  2. Желательные (мустахаб),
  3. Дозволенные (мубах),
  4. Нежелательные (макрух),
  5. Запретные, приводящие к недействительности намаза (харам).

Что касается обязательных движений, то это охватывает каждое действие, от которого зависит действительность намаза. Например, если молящийся вспомнит во время намаза, что его одежда загрязнена (наджасой), он должен снять её, потому что от этого зависит действительность намаза. Именно поэтому, когда Джибриль сообщил Пророку (мир ему и благословение), что его обувь загрязнена, он (мир ему и благословение) тут же разулся.

Также, если молящийся будет в пустыне и ошибочно обратиться не в сторону киблы, на что ему будет указано, он должен развернуться в верном направлении, т.к. это является одним из условий действительности намаза. Или, если перед участвующим в коллективном намазе освободится место в переднем ряду, он должен занять его, потому что от этого зависит действительность намаза.

Примеров достаточно много, но главное правило гласит, что любое движение в намазе, от которого зависит действительность намаза, является обязательным (ваджиб).

Желательными же являются действия, совершение которых предпочтительно, как выравнивание рядов, т.к. это невозможно без движения. Также, если человек присоединится к двум людям, совершающим намаз, отойти назад и встать за имамом является в данном случае сунной, что говорит о неизбежности движения в намазе.

Многие спрашивают, должен ли третий человек встать в один ряд с ними до того, как один из них отступит, и имам окажется впереди. Или же имаму надлежит выступить вперёд до того, как образуется ряд. Ответ же заключается в том, что, независимо от того, выступит ли имам вперёд или они отодвинутся назад, ряд выстраивается после [присоединения]. Потому что выстраивание до выхода имама или отступление других приводит к движениям, в которых нет необходимости. Итак, желательные движения в намазе — это движения, совершенствующие намаз.

К разрешённым движениям в намазе относятся движения, не имеющие отношения к намазу и совершённые не по необходимости. Например, если кто-то спрашивает разрешения войти, а дверь закрыта, разрешается немного продвинуться, чтобы отворить её. Или же, если кто-то спросит стоящего в намазе, разрешается ответить кивком для положительного ответа или рукой для отрицательного, или же сделать другие подобные движения.

Лёгкое почёсывание в намазе, если это не приводит к потере смирения, является из категории разрешённых действий. Если же чешется сильно во время намаза, то желательно (сунна) унять зуд, потому что это оказывает влияние на полноту намаза. Ведь если он почешется в этот момент, то беспокойство в намазе пройдет, и его сердце вновь станет смиренным.

К нежелательным же относятся движения, нужды в которых нет, но они немногочисленны. Можно заметить, как некоторые в намазе трогают свою ручку, часы, нос, шемах (платок на голове), верхнюю одежду и т.п. — все это относится к нежелательным (макрух) действиям. Однако, в случае их многочисленности и продолжительности они переходят в пятый вид (харам), к которым относятся многочисленные движения, совершённые без надобности, что приводит к недействительности намаза по причине их полного несоответствия ему.

К подобному также относится смех. Смех в намазе делает его недействительным, потому что полностью противоречит смиренности. По этой причине учёные говорят, что смех в намазе делает его недействительным, что не относится к улыбке, т.к. улыбка не сопровождается звуком”.


Автор: Имам Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах)

Источник:  “Фатава Нур аля дарб”, глава “Фатава салят”, стр.376

Подготовил: Рамин Муталлим

Корректура: Sunna-Portal.com

18/2/1439 г.х. = 7/11/2017 г.г.


السؤال
نبدأ هذا اللقاء برسالة السائل من المنطقة الشرقية استعرضنا سؤالا له في حلقة سابقة بقي له هذا السؤال يقول: فضيلة الشيخ إن الحركة في الصلاة تبطلها لا شك في ذلك ولكن عندما تأتي حشرة أثناء الصلاة على وجه المصلي مثل نامس أو ذباب مزعج أو عندما يكون الإنسان به زكام ورشاح وغير ذلك مما يدعوه للحركة هل له الحق بحركة يده لطرد تلك الحشرة أو لمسح أنفه أم عليه بالصبر حتى تنقضي الصلاة وضحونا بالحركة فالصلاة جزاكم الله خيرا؟
الجواب
الشيخ: الحمد لله رب العالمين وصلى الله وسلم على نبينا محمد وعلى آله وأصحابه ومن تبعهم بإحسان إلى يوم الدين.
قول السائل: إن الحركة في الصلاة لا شك أنها تبطل الصلاة ليس بصحيح. الحركة في الصلاة على أقسام:
القسم الأول: حركة واجبة
والثاني حركة مستحبة
والثالث حركة مباحة
والرابع حركة مكروهة
والخامس حركة محرمة تبطل الصلاة
فأما الحركة والجبة فهي كل حركة تتوقف عليها صحة الصلاة. مثال ذلك أن يذكر أن في نجاسة أو في لباسه نجاسة أو في خفه نجاسة ففي هذه الحال يجب عليه أن يزيل ذلك النجس يخلع الغترة يخلع السروال يخلع الخف لأنه يتوقف على ذلك صحة الصلاة. ولهذا لما أخبر جبريل النبي صلى الله عليه وعلى آله وسلم أن في نعليه قذرا خلعهما رسول الله صلى اله عليه وعلى آله وسلم. وكذلك لو كان المصلي غير مستقبل للقبلة في البر لكن هذا الذي أداه إليه اجتهاده فجاءه إنسان وقال القبلة على يمينك فهنا يجب أن يتحرك نحو القبلة لأنه يتوقف على هذه الحركة صحة الصلاة. وكذلك لو صف وحده خلف الصف لكمال الصف ثم انفرج أمامه فرجه فإنه يتقدم إلى الصف وجوبا لأن هذه الحركة يتوقف عليها صحة الصلاة.
ولهذا أمثلة أخرى لكن ضابطها: كل حركة يتوقف عليها الصلاة فإنها واجبة. أما المستحبة فكل حركة يتوقف عليها فضل في الصلاة مثل التراص في الصف بأن يتراص الناس شيئا فشيئا فهنا لابد من حركة. ومثل أن يبتدأ الصلاة اثنان إمام ومأموم ثم يأتي ثالث فهنا السنة أن يتأخر الاثنان خلف الإمام فهذه الحركة مستحبة لأنه يتوقف عليها كمال الصلاة.
ويتساءل كثير من الناس هل يصف الداخل الثالث قبل أن يجذب صاحبه ويقدم الإمام أو يقدم الإمام أو يجذب صاحبه قبل أن يصف في الصلاة. والجواب أنه يقدم الإمام أو يؤخر المأموم ثم يصف لأنه لو صف قبل أن يقدم الإمام أو يؤخر المأموم لزم من ذلك حركة في الصلاة لا داعي لها. إذن الحركة المستحبة كل حركة يتوقف عليها كمال الصلاة.
الحركة المباحة كل حركة لحاجة لا تتعلق بالصلاة أو لضرورة. مثال ذلك أن يستأذن عليها أحد ليدخل إلى حجرته والباب مغلق فيتقدم قليلا ثم يفتح الباب أو يكلمه أحد في شيئ هل حصل أو لم يحصل فيشير برأسه. نعم إن كان حاصلا أو بيده لا إن كان غير حاصل وما أشبه ذلك.
وأما الحكة في الصلاة فإن كانت حكة يسيرة لا تذهب الخشوع فهي من القسم المباح. وإن كانت حكة شديدة تذهب الخشوع فالحركة من أجل برودتها سنة لأن ذلك يتوقف عليه كمال الصلاة لأنه إذا حكها بردت عليه وصار قلبه حاضر في الصلاة.
وأما الحركة المكروهة فهي الحركة التي لا حاجة إليها ولكنها ليست كثيرة كما يوجد من بعض الناس يعبث بقلمه أو بساعته أم بأنفه أو بغترته أو بمشلحه أو ما أشبه ذلك. هذه حركة مكروهة فإن كثرت وتوالت صارت من القسم الخامس وهو الحركة الكثيرة لغير الضرورة فهذه تبطل الصلاة لأنها تنافي الصلاة تماما.
ومن ذلك الضحك فإن الضحك في الصلاة مبطل لها لأن الضحك ينافي الخشوع تماما ولهذا قال العلماء رحمهم الله إن الضحك في الصلاة مبطل لها دون التبسم فالتبسم ليس فيه صوت فلا يكون مبطل للصلاة.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь