Правильное понимание аятов со смыслом «Почему вы говорите то, чего сами не делаете?»

«O те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего сами не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (Св. Коран, сура 61:2-3).

Многие ошибочно полагают, что в этом аяте идет речь о запрете делать наставление или порицание кому-либо, если делающий наставление (насыха) сам нуждается в такой насыхе.

Однако, шейх Усаймин (да помилует его Аллах) опроверг такое узкое понимание и разъяснил этот аят следующим образом:

«Кто из нас обезопасен от того, чтобы не совершать порицаемое?! Если мы скажем, что запрещать порицаемое и удерживать других от порицаемого может только тот, кто сам не совершает порицаемого, то тогда никто не будет этого делать. Также, если мы скажем, что приказывать и побуждать к одобряемому может только тот, кто сам совершает одобряемое, то тогда никто не будет этого делать. Однако, мы говорим: «Приказывай и побуждай к одобряемому, и при этом сам тоже старайся это выполнять. Также запрещай порицаемое и сам старайся это оставлять».

Таким образом, человек, не запрещающий порицаемое по причине того, что сам совершает это порицаемое, совершает два недостатка:

1) Сам совершает порицаемое

2) Не порицает это у других

Также шейх Абдур-Рахман ас-Саади сказал в комментарии другого похожего по смыслу аята (проверка и редакция перевода SunnaPortal.com) «Разве вы станете призывать людей к добру, забывая про самих себя, в то время, как вы читаете священную Книгу (то есть знаете истину)? Неужели вы не образумитесь?!» (Св. Коран, сура 2:44):

“Разум (акль) получил такое название, потому что благодаря нему человек может приблизиться ко всему, что приносит ему пользу, и отдалиться от всего, что причиняет ему вред. Ибо разум призывает человека быть первым в совершении того, что он приказывает другим, и быть первым в оставлении того, что он запрещает другим. И если человек призывает окружающих совершать добро, тогда как сам не делает этого, или если он предостерегает других от зла, тогда как сам совершает его, то это указывает на отсутствие у него разума и невежество. В особенности, если такой человек знает истину, то, значит, поступает так сознательно и уже не сможет оправдаться своей неосведомленностью.

Хоть этот аят и был ниспослан в отношении сынов Исраиля, однако его смысл является общим и охватывает всех людей, и доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха (в другом аяте, обращенные к мусульманам — примеч. SunnaPortal.com): «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (Св. Коран, сура 61:2-3).

Однако не понимается из этого аята, что если человек не выполняет сам предписание Аллаха, то ему запрещено призывать других к одобряемому и удерживать их от порицаемого. Эти аяты лишь порицают невыполнение двух обязательств. Хорошо известно, что на каждом мусульманине есть две обязанности:

1) Призывать к добру и удерживать от порицаемого других

2) Призывать к добру и удерживать от порицаемого самого себя.

И если мусульманин оставляет одну из обязанностей, то это вовсе не означает, что ему дозволяется оставить теперь обязанность.

Однако, исполняя обе обязанности, мусульманин достигает полного совершенства. Пренебрегая же обеими обязанностями, он оказывается в полном крахе. А если он выполняет одну обязанность, оставляя другую, то он не достигает первого уровня (полного совершенства), но остается лучше того, кто занял последний уровень и оказался в полном убытке.

Но здесь уместно напомнить, что сердца людей созданы так, что они не слушаются тех, чьи дела расходятся с их словами. Люди гораздо охотнее берут пример с поступков человека, нежели с его лишь голословных речей”.

SunnaPortal.com


* При составлении статьи также использовался материал из публичных рассылок брата Наримана Абу Имрана.

 أتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ } أي: بالإيمان والخير { وَتَنْسَوْنَ أَنْفُسَكُمْ } أي: تتركونها عن أمرها بذلك، والحال: { وَأَنْتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلَا تَعْقِلُونَ } وأسمى العقل عقلا لأنه يعقل ب ما  ينفعه من الخير, وينعقل به عما يضره، وذلك أن العقل يحث صاحبه أن يكون أول فاعل لما يأمر به, وأول تارك لما ينهى عنه، فمن أمر غيره بالخير ولم يفعله, أو نهاه عن الشر فلم يتركه, دل على عدم عقله وجهله, خصوصا إذا كان عالما بذلك, قد قامت عليه الحجة. وهذه الآية, وإن كانت نزلت في سبب بني إسرائيل, فهي عامة لكل أحد لقوله تعالى: { يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتًا عِنْدَ اللَّهِ أَنْ تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ } وليس في الآية أن الإنسان إذا لم يقم بما أمر به أنه يترك الأمر بالمعروف, والنهي عن المنكر, لأنها دلت على التوبيخ بالنسبة إلى الواجبين، وإلا فمن المعلوم أن على الإنسان واجبين: أمر غيره ونهيه, وأمر نفسه ونهيها، فترك أحدهما, لا يكون رخصة في ترك الآخر، فإن الكمال أن يقوم الإنسان بالواجبين, والنقص الكامل أن يتركهما، وأما قيامه بأحدهما دون الآخر, فليس في رتبة الأول, وهو دون الأخير، وأيضا فإن النفوس مجبولة على عدم الانقياد لمن يخالف قوله فعله، فاقتداؤهم بالأفعال أبلغ من اقتدائهم بالأقوال المجردة

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here